Елена Вечерина Живопись, которая сильнее желаний Амадео Модильяни
Амадео Модильяни (1884 — 1920) — один из самых необычных художников начала XX века, стоящий особняком среди представителей разнообразных художественных направлений так называемой "Парижской школы". Даже жанр, в котором он работал, вызывает вопросы, а иногда и недоумение. Как живописца и графика, Модильяни правильнее всего назвать портретистом, ибо он на самом деле писал почти одни портреты. Но как это сделать, если его портреты отражали именно видения, представления художника, но отнюдь не внешность людей, которых он писал? "Да и кто закажет ему свой портрет, — восклицает известный исследователь творчества Модильяни В. Виленкин, — если заранее не откажется от всякой надежды на реальное сходство. Он прирожденный, неисправимый исказитель очевидного и привычного, этот чудак, обрекший себя на вечное искание неожиданных правд". "Исказитель очевидного" — сильно сказано. Но зачем, в чем смысл этого исказительства, в чем секрет отрицания художником всех и всяческих канонов? Рассмотрение гороскопа Модильяни позволяет приблизиться к разгадке некоторых тайн этого гения. В натальной карте художника сразу бросается в глаза то, что практически все планеты объединены в несколько удивительно выразительных и сильных констелляций. Первое место среди них по праву занимает соединение Мapca и Урана в Деве в_1 Доме._Марс и Уран являются двумя планетами — доминантами, открывающими весь гороскоп. Марс насыщает своего обладателя всеми марсианскими красками: активностью, нетерпением, агрессивностью, порой неразумной отвагой и бесстрашием. Являясь управителем VIII Дома, Марс окрашивает характер Амадео Модильяни дополнительно в тона кризисов, страстей, смерти, отказа от материальных благ. Весьма многозначительно соединение Марса с Ураном. Все качества Марса усиливаются и усложняются от такого соседства: Уран привносит в характер независимость, дерзость, неукротимую энергию, новаторство и анархизм. "Долой проторенные пути!" — символ данного соединения, которое является одновременно и предвестником беды, ибо, не приемля любые попытки ограничить свободу, не приемлет и никакой разумной доли осторожности. Соединение Марса и Урана находится в Деве и специфически преломляется через особенности этого знака. Дева помогает раскрыть тайну формы, своевольный стиль мастера, то, КАК именно он видел мир через отдельного человека, через его взгляд, движение, фигуру, пропорции тела, фон, то есть все то, что относится к вопросам техники, приемов и методов работы. Дева, ведь, сама по себе большой мастер своего дела, создатель методик труда, разработчик технологий. Симбиоз же Девы-Марса-Урана - I, VI, XI Домов создает этот уникальный, необузданный, реформаторско-революционный характер. Находясь в благоприятном секстиле к своему управителю Меркурию, Дева вносит в жизнь не только меркурианский блеск, разносторонность интересов и отличную память (всем этим обладал Модильяни), но и долю прагматизма, стремление учесть все детали и возможности подходов. Без такой доли прагматизма человек с подобным независивым и непримиримым Первым Домом вряд ли оказался бы столь последовательным в воплощении своего сверх новаторского творчества. Именно подобное расположение Марса (приближенного к Асценденту) и Урана в I Доме, Меркурия в XI Доме и знака Девы на Асценденте дает понимание свойственной Модильяни нетрадиционности подходов к живописной форме, проницательности и умения воплощать их в творчестве, в полной свободе от стереотипов, в новаторском стремлении к новым идеям художественной выразительности. Помимо сказанного, Уран является управителем 6 Дома — Дома замечательного трудолюбия, а одна из характеристик Марса в Деве — это опять же успешное овладение мастерством дела, а также умение работать руками. Марс в Деве в большей мере практик, чем теоретик. Известно, что в отдельные периоды своего творчества Модильяни был больше скульптором, чем живописцем. В гороскопах творческих людей, художников особую роль играют аспекты Нептуна, влияющие на вдохновение, воображение, связь (или отсутствие таковой) с материальным миром. В гороскопе Модильяни Нептун гармоничен в своих аспектах, усиливая и поддерживая отношения планет друг с другом. Делая точный трин к Марсу и точный секстиль к Солнцу и Венере, Нептун еще и отстоит на секстиль от знака Рыб, которым управляет. Такие аспекты позволяют судить об огромной силе творческого воображения, не ограниченного и не сдерживаемого ничем. Рыбы с Луной на Десценденте придают Нептуну повышенную нервную напряженность, эмоциональную ранимость, чуткость восприятия. Вторая значимая констелляция представляет собой практически точное соединение Солнца, Меркурия и ретроградной Венеры в Раке в XI Доме. Это соединение образует два точных секстиля к Марсу в I Доме и к Нептуну в IX Доме, образуя еще одну значимую и доминирующую позицию в гороскопе. Люди с сильным гороскопом и с Солнцем в XI Доме, Доме Урана на оси творчества — это первопроходцы, обгоняющие время. Но первопроходцы с трудной судьбой, которые не держат в своих руках рычаги управления собственной судьбой, подчас и поступками, мотивациями. Общий взгляд на насыщенный XI Дом (в котором находится и Юпитер во Льве), показывает, что его обладатель как бы лишен опоры, последовательной рациональности. Можно даже сказать, что человек с таким XI Домом не сам идет по жизни, он ведом, ведущим же выступает в данном случае само творчество. Искусство расставляет художнику свои сети, из которых трудно выбраться. Такой человек себе не принадлежит. Но при этом нельзя забывать, что для Модильяни новаторская форма не была и не могла быть самоцелью. Для него иррациональная форма и вполне рациональное содержание сливались воедино. Да это и не могло быть иначе при таких аспектах XI Дома, а также учитывая сильное положение как Марса, так и Сатурна и Плутона. Но об этом ниже. В связи со сказанным характерна реакция Модильяни на вопрос художника Сюрважа, почему тот нарисовал его портрет с одним глазом. "Потому, — ответил Модильяни, — что ты смотришь на мир одним глазом, другим ты смотришь в себя" О том, насколько естественна, органична для Модильяни была его манера, писал еще один современник художника Жан Кокто: "Модильяни не вытягивает лиц, не подчеркивает их ассиметрию, не выкалывает человеку почему-то один глаз, не удлиняет шею. Все это складывается само собой в его душе". И еще одно важное свидетельство — Анны Ахматовой, встречавшейся с Модильяни в Париже: "Меня поразило то, что Модильяни нашел красивым совсем некрасивого человека и очень настаивал на этом. Я уже тогда подумала: он, наверное, видит все не так, как мы. Во всяком случае, то, что и Париже называют модой, украшая это слово роскошными эпитетами, Модильяни не замечал вовсе". Свидетельство тому — картины "Виолончелист", "Супружеская пара", "Портрет девушки", "Крестьянин в шляпе", "Дама с черным галстуком", "Служанка", "Маленькая ню" и многие другие. Форма и содержание на холстах и в рисунках художника соединяет несоединимое — необычность приемов совмещается с поразительной реальностью образов. Отсутствие прописанных глаз, зрачков удивительным образом совмещается с присутствием взгляда, характера, напряженной внутренней жизни его героев. Странные, они притягивают своей необычностью, живостью, глубиной. Модильяни чужд абстракционизм, люди на его портретах нам понятны и интересны. "Он заставил нас захотеть понять их тоску и мечту, их затаенную боль или презрение, забитость или гордыню, вызов или покорность" (В. Виленкин). Как у многих великих творцов, натальная карта Модильяни дисгармонична: 9 планет из 10-ти разместились в 1/3 части гороскопа, причем 6 из них и Хирон сконцентрированы в секторе в 60 градусов. Такое расположение свидетельствует о неуравновешенности человека, который ведет себя так, как будто бросает вызов судьбе, находится с нею в постоянном споре, конфронтации. Судьба художника, и правда, оказалась трагична. Непризнанность, бедность, а иногда полная нищета (куспид II Дома в Весах, а Венера в "недоступном" XI Доме), пьянство и употребление наркотиков, частые изматывающие болезни, наконец, ранняя смерть в 35 лет, когда появились первые признаки творческого признания. Тяжелая жизнь, ужасным завершением которой можно считать даже не саму смерть Модильяни, а самоубийство его жены, последовавшее на следующий день. Когда Модильяни жил в Италии, в Ливорно, казалось, ничто не предвещало такой судьбы. Хорошее доброе детство, любовь родителей, привлекательная, поистине ослепительная красота. Солнце в соединении с Венерой в Раке в секстиле к 1 Дому дало Модильяни не только художественную одаренность, связанную с искусством, но и особую внешность. А. Ахматова назвала Модильяни "сияющим", "у него была голова Антиноя и глаза с золотыми искрами". Аристократическая вежливость, душевная отзывчивость, а также начитанность и общительность делали его неотразимо привлекательным. Наконец, третья значимая констелляция — это расположение планет по обе стороны от МС. С одной стороны, это Плутон в IX Доме, соединяющийся с МС и определяющий, таким образом, особую масштабность и кризисность жизненного пути Модильяни. С другой стороны, это Сатурн в X Доме в своей обители, ответственный, волевой, амбициозный, самонадеянный и самолюбивый. Обе эти планеты и МС находятся в знаке Близнецов, от этого все достижения и промахи художника предстают в каком-то двоящемся виде. Кроме явной противоречивости личности, противоречивость, двойственность затронула и профессионализм. Редко кто из художников был, как Модильяни, и скульптором, и живописцем! Сатурн в Близнецах способствует склонности к анализу, психологии, иностранным языкам. Модильяни был знатоком литературы, знал наизусть множество стихов, интересовался философией, зачитывался Ницше. Приехав в Париж, свободно говорил по-французски. И еще одна близнецовская составляющая — отношение к путешествиям. Модильяни редко покидал Париж. Он не любил дальних странствий. В натальной карте нет ярко выраженного Стрельца. Но зато внутри города он переезжал без конца. Только за пять лет с 1909 по 1914 годы Модильяни переменил свое место жительства не менее 10-ти раз. Резкая перемена в худшую сторону в облике и в поведении художника произошла быстро, уже через несколько месяцев после приезда во Францию. Он заметно опустился, стал плохо одеваться, пить. Свою роль в таком повороте судьбы сыграли не только социальные условия, недостаток средств, первая мировая война, которая застала его в Париже и, конечно же, не могла способствовать благополучию художников. Дело еще в непризнанности, непонятости творчества Модильяни, что принесло ему очень сильное разочарование. Работал он азартно, до изнеможения — Марс и Уран в I Доме в трине к Нептуну и бисекстиле к Солнцу, Венере, Меркурию. Но его живопись никто не покупал. Приехав в Париж, говорил Модильяни с иронией, он нашел одного-единственного человека, который согласился купить у него несколько картин, да и тот был слепым. Началась полуголодная бродячая жизнь, богатая обширными знакомствами в художественной среде (заполненный XI Дом) — среди его приятелей были П. Пикассо, М. Шагал и др. знаменитые художники — и крайне бедная в прямом смысле этого слова. Такая быстрая перемена в жизни Модильяни произошла не в последнюю очередь из-за его горячего темперамента, на который указывает уже упомянутое расположение Солнца, Венеры и Меркурия в знаке Рака, характеризующегося необыкновенной чувствительностью. Туг чувства идут впереди разума. Венера добавляет характеру интенсивность эмоций, ранимость. Солнце в водном знаке в XI Доме связано с ощущением щемящего одиночества в этом мире. Пожалуй, только человек с подобной сверхчувствительностью мог создавать эти нервирующие своим магнетизмом и недоговоренностью портреты. Но эта же сверхчувствительность, ранимость, растерянность перед неудачами, помноженная на нетерпимость и язвительность Марса в Деве, приводила к проявлениям буйного нрава, пьяным выходкам и демонстративным дебошам. Внутреннее напряжение было настолько велико, что его разрядке служило неадекватное нагнетание ситуации. Сказанное дает еще одну подсказку к пониманию особенностей творческой манеры художника. Преобладание чувств над разумом приводило к изображению не того, что он видел, а того, что он при этом чувствовал и о чем думал. Прямое сходство портрета с натурой, естественно, отходило при этом на второй план. Наконец, как очень сильный аккорд, звучат в карте две сильнейшие квадратуры. Жесткая квадратура Сатурн — Марс дает шаткое равновесие, которое трудно удержать. Это тот самый случай, когда Сатурн бросает о камни. Эмоции всегда на взводе, жизнь треплет, не давая продыха. К тому же, Луна находится в знаке Рыб в VI Доме, поэтому неудивительно обойденному славой мастеру искать отдушину в неумеренном употреблении алкоголя и гашиша. И, конечно, он дает этому свое оригинальное объяснение: "Алкоголь изолирует нас от внешнего мира, но с его помощью мы проникаем в свой внутренний мир и в то же время вносим туда внешний" — позиция человека с Нептуном в IX Доме. Те, кто близко узнал Модильяни в Париже, замечали его горячность, лихорадочный блеск глаз и болезненность. Невероятно напряженная работа, постоянный перерасход жизненных сил (не забудем, что собственно творческий период жизни Модильяни едва превысил 10 лет) нередко приводил к резкому ухудшению самочувствия. Болезни преследовали его с самого детства: плеврит, тиф, туберкулез — это Сатурн. Находясь в знаке Близнецов, Сатурн дает именно болезни дыхательных органов. Квадратура Сатурна к Марсу усиливает вероятность слабого здоровья, а кроме того, склонность к фанатичной работе, вплоть до истощения. Жизнь такого человека противоречива и нестабильна. Подъемы настроения сменяются упадком. В один из своих не самых счастливых периодов жизни Модильяни уезжает на родину в Италию, домой к любимой матери. Друзья в Ливорно не понимают его творчества, и он сгоряча топит свои скульптуры в городском канале. К своей матери Модильяни всегда относился с обожанием. Он был младшим сыном и любимцем семьи, однако на отца смотрел равнодушно, а иногда и враждебно. Об отношениях к родителям можно судить по расположению Лунных Узлов: Восходящего — в Весах, знаке отношений, и Нисходящего — в VIII Доме в кардинальном огненном знаке Овна, способствующем конфликтам и напряженному фону эмоциональной жизни. Наконец, вторая квадратура Плутон — Луна вводит в действие тяжелую артиллерию. Плутон придает характеру Модильяни ту весьма немалую порцию самонадеянности, эпатажности, которые, наверное, помогали ему удерживаться на плаву, не скисать, сохранять гордость и самоуверенность, по крайней мере, на людях. Он никогда и никому не жаловался на свою жизнь, не просил помощи, тщательно скрывал то, что иногда ему приходиться делать вывески для лавок, чтобы заработать хоть немного. Но даже в самые тяжелые времена Модильяни не примкнул ни к одному из модных направлений, появившихся тогда в живописи, которые, возможно, могли бы поспособствовать его более успешному жизненному пути. Во все времена нужно быть мужественным человеком, чтобы оставаться верным себе при любых обстоятельствах — Плутон в соединении с МС и Сатурн в X — предельная самостоятельность, полагание только на себя и собственные силы. Тем не менее, для Модильяни был живительным сам процесс работы. "Линия, это волшебная палочка, — записывал Сюрваж слова Модильяни. — Чтобы уметь с ней обращаться, нужен гений", "Живопись, очевидно, сильнее моих желаний". Непонимание его творчества при жизни было массовым, но было немало и тех, кто очень высоко ценил его творчество. В 1916 г. его активно поддерживает Поль Гийом, который скупает все его произведения, открывает ему мастерскую. Польский поэт Л. Зборовский с первого взгляда влюбился в картины Модильяни. Есть в характере Модильяни определенная рациональность, без которой, наверное, он не смог бы в своем творчестве идти до конца. Его портреты, несмотря ни на что, очень четки, стиль последователен. Упорство Плутона не дает художнику отступать перед неудачами. Он чувствует свой грядущий взлет, славу, свою звезду, которая зажглась за несколько дней до смерти, когда первые продавцы картин бросились скупать все, на чем стояло имя Модильяни, боясь опоздать, предчувствуя, что очень скоро за те же работы нужно будет платить баснословную цену. Прошло уже более 80-ти лет после смерти великого мастера, а слава его, можно сказать, все еще набирает силу. В 1922 году, спустя 2 года после смерти художника, редактор журнала "Монпарнас" Поль Юссон написал о Модильяни такие слова, которые сохраняют актуальность и сегодня: "Модильяни сумел выразить не только острое чувство времени, но и не зависимую от времени правду человечности. Быть современным художником — это, в сущности, значит творчески передать трепет своей эпохи, выразить ее живую и глубокую психологию. Для этого мало остановиться на внешней видимости вещей, для этого нужно раскрывать их душу. Вот именно это великолепно умел Модильяни, художник Монпарнаса, художник, принадлежащий всему миру". Квадратура Луны и Плутона, отказывающих в признании при жизни, уступила дорогу Солнцу в Раке — знаке "после заката", равно как Сатурн в X отступил перед Юпитером, управителем Стрельца и IV Дома, увлекшим Модильяни в дальний путь, из которого нет возврата, и позволившим оставить людям мятежный дух Мастера в его неповторимых твореньях. Источник: http://газета Астролог | |
| |
Просмотров: 3756 | |