menu

Большая Книга Эпох
ПОНЯТИЕ АСТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭПОХИ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ
Тут необходимо обратиться к понятию астрологической эпохи, оно уже достаточно на слуху, хотя мало кто ясно себе представляет его астрологический и астрономический смысл. Упрощенно, астрологическая эпоха--это длительный период времени (в среднем около 2160 лет), когда точка весеннего равноденствия (местонахождение Солнца в день весеннего равноденствия) проецируется на определенное зодиакальное созвездие. Прецессия земной оси вызывает постоянное движение точки весеннего равноденствия по эклиптике со скоростью 50,3 угловых секунд в год, что в какой-то момент определяет ее переход из одного зодиакального созвездия в другое. Не следует путать созвездия с зодиакальными знаками. Знаки отсчитываются от точки весеннего равноденствия, и перемещаются вслед за ней вместе со сменой эпох. Именно поэтому границы зодиакальных знаков не совпадают с границами одноименных созвездий, и точка весеннего равноденствия в настоящий момент находится в созвездии Рыб. Созвездия неравны по протяженности, что объясняет наблюдаемую различную длительность соответствующих им эпох. Говоря о продолжительности эпохи в 2160 лет, имеют в виду ее среднюю длительность.
Определить четкую границу между созвездиями достаточно сложно хотя бы потому, что нынешние границы условны и проведены совсем недавно (1925). Соответственно условна и датировка начала той или иной эпохи, вычисленная в астрономических координатах. Такая условность может привести к ошибке в пределах одного-двух столетий. Существуют астрологические методы определения точного начала эпохи (совпадение точки весеннего равноденствия с неподвижными звездами или фиксированными точками небесной сферы), однако они часто вызывают споры в среде самих астрологов.
К счастью достаточно обоснованно можно выбрать момент "включения" текущей эпохи--эпохи Рыб, которая связана с зарождением и развитием Христианства и соотнести его с началом нашей эры по современному летоисчислению. Исходя из этого можно в первом приближении сказать, что эпоха Тельца началась примерно за 4,3 тыс. лет до Р.Х., эпоха Овна--за 2100-2200 лет до Р.Х., а эпоха Водолея начнется в XXI веке. Более точного определения момента начала астрологических эпох для данного исследования и не требуется. Их смена происходит не в одночасье, не мгновенно, но стремительно в масштабах истории. Зримое начало эпохи приходится на тот переходный период, когда накопленные количественные изменения в культуре трансформируются в новое качество--эпоха реализовалась. Еще формально не закончилась одна эпоха, еще действуют ее законы и принципы, но уже начинают подспудно проявляться законы и принципы эпохи грядущей. В свою очередь, черты уходящей эпохи еще долго проявляются в виде пережитков. Фактическое начало эпохи дает импульс к изменениям, и этот импульс легко теряется в летописях.
Что же такое "законы и принципы эпохи"? Каждый зодиакальный знак--это, в первую очередь, Символ, имеющий свои собственные, только ему присущие абстрактные характеристики и свойства. Это "характер", подобный характеру человека (что есть проявление "свойств" наиболее сильных в его гороскопе знаков), со всеми его персональными чертами, темпераментом, привязанностями, эмоциями, интересами, слабостями, нервной системой и системой ценностей. Знак имеет своего "управителя"--одну или две планеты, ассоциирован с одной из четырех Стихий: Землей, Огнем, Водой или Воздухом и, в совокупности, отражает их синтетические характеристики. Когда точка весеннего равноденствия находится в зодиакальном созвездии, соответствующем определенному знаку, тогда влияние этого знака на землю и ее обитателей становится преобладающим. Его характеристики становятся основными характеристиками всех процессов, происходящих на планете и, в особенности, общественных процессов, ибо в первую очередь влияние сказывается на менталитете человека. На территориях, управляемых этим знаком (а каждый регион земли управляется своим знаком) развиваются и процветают цивилизации, которые во всех своих проявлениях--в структуре общества, способе производства, науке, религии и мифологии, символизме, культуре, и во всех прочих чертах отражают внутреннюю суть знака-управителя. Символизм знака тесно связан с теми символами, которым та или иная культура придает наибольшее сакральное значение. Подобное пересечение символов не случайно. Каждый астрологический знак как символ, выражающий набор некоторых свойств, объективен по своей природе, поскольку свойства эти связаны объективным универсальным принципом неслучайного подбора, проявляющимся повсеместно в этом мире. Однако эти символы были известны человечеству уже задолго до появления астрологии. В те времена, когда зодиак еще только осмысливался, уже был в достаточной степени разработан так называемый зооморфный код, корни которого восходят к древнейшим тотемическим представлениям первобытных людей. В зооморфном коде кажд
ый символ соотнесен с тем или иным животным, которое древнему человеку представлялось вполне одухотворенным богом, предком или культурным героем. Личные качества этого героя соотносились с биологическими свойствами (внешним видом, силой, повадками) ассоциированного с ним животного, которые, в свою очередья, связаны воедино тем же универсальным принципом неслучайного подбора. Когда с развитием астрологии было обнаружено пересечение астрологических и зооморфных символов, тогда именами животных и были названы знаки. Зооморфный код, однако, продолжал использоваться параллельно с астрологическим (и используется по сей день), поэтому каждая цивилизация, выражая и осмысливая управляющий ею эпохальный знак, всегда особенно почитала и использовала символ соотнесенного с этим знаком животного.
Более полная характеристика эпохи предполагает учет влияния в этот период не только "весеннего" знака, но и всех остальных, и они становятся символическими астрологическими домами эпохи, отвечающими каждый за свои сферы проявления человечества в целом. Знак эпохи--это символический Первый Дом, чье действие наиболее заметно внешне как проявление коллективной человеческой личности. Кроме него, велико значение знака, противостоящего ему на эклиптике (точка осеннего равноденствия). Если созвездие, в котором находится в это время точка весеннего равноденствия, определяет лицо эпохи, основные ее внешние черты и проявления, то знак противостоящего созвездия показывает ее устремления вовне, и все то, что уравновешивает и противостоит проявлениям первого знака--символический Седьмой Дом глобального гороскопа. Подобная оппозиция "личностных", внешне заметных черт и устремлений иногда может порождать довольно серьезный конфликт. Поэтому, рассматривая знаки, определяющие эпохи, мы будем учитывать и их отношения с противостоящими знаками. Анализ проявлений остальных зодиакальных знаков оставим пока для более развернутых исследований.
ЭПОХА ТЕЛЬЦА
Итак, знак Тельца--знак, ассоциированный со стихией Земли в первом ее проявлении и управляемый планетой Венера. Это знак первичных материальных энергий земли, ее плодородной силы. Знак материи в самом ее юном и непосредственном проявлении, земных и материальных благ. Телец символизирует оформленную материальную вещь, обладающую набором свойств, но не соотнесенную с окружающим материальным миром в системе связей (кроме связей генетического родства). На уровне Тельца мир воспринимается прежде всего в его материальности, а космос мыслится как многоразличие вещей, связанных только единством бытия, и в этом отношении тождественных. В конечном счете космос Тельца--также вещь материальная и чувственно постигаемая, но обязательно одушевленная живительными энергиями земли. Телец--черезвычайно устойчивый знак, знак неспешной, но неуклонной работы, в первую очередь формообразующей. Телец--это материальная форма, особое чувство которой дается ему его управителем Венерой. Противостоит Тельцу Скорпион--знак ассоциированный со стихией воды во втором ее проявлении, первый его управитель--Плутон, второй управитель--Марс. Из всех характеристик Скорпиона нас будут интересовать основные--те, что ассоциируются с оккультизмом--тайными знаниями, а также его характеристики, как знака, управляемого Плутоном--планетой, определяющей глобальные движения человеческих масс.
Хронологически эпоха Тельца совпадает с периодом медного и бронзового века, начало которого археологи связывают с находками в Бадари (Египет), датированными четвертым тысячелетием д.н.э. Развитие медного производства вполне соответствует идее эпохи Тельца, поскольку этот знак управляется Венерой--планетой, как известно астрологам и алхимикам, ассоциированной с металлом медью. Телец с его материальным и всеобъединяющим видением мира вполне соответствует существующему в тот исторический период общинно-родовому устройству общества, в котором человек не является развитой индивидуальностью, Личностью, поскольку не мыслит себя вне рода, зато четко ощущает свое место в нем. Даже окружающей мир представляется ему все тем же родом, в котором просматриваются явления "порождающие" и "порожденные", а также родственные связи между ними.
Эпоха Тельца совпадает с развитием и процветанием древнейших цивилизаций Востока--Египта периода Древнего Царства и Шумерского государства в Междуречье. Нетрудно заметить, что основные черты этих цивилизаций соответствуют характеристикам знака Тельца.
Египет периода Древнего Царства--это, прежде всего, земледельческая цивилизация, во всех своих проявлениях связанная с использованием и почитанием земного плодородия. Мотивам созидательного сельскохозяйственного труда посвящено большинство дошедших до нас живописных и письменных памятников. Наука Египта материалистична и эмпирична, во многом подчинена практическим нуждам сельского хозяйства. Так, наблюдения за разливами Нила и движениями небесных светил привели к развитию астрономии и астрологии, к созданию календаря. Тесным образом с земледелием и строительством связано развитие математики и геометрии. Общество Древнего Египта основывалось на сельских, родовых общинах и, по меткому выражению Б.Пруста, представляло собой единый организм, "...в котором жрецы были мыслью, фараон волей, народ телом...".
Символика Тельца чрезвычайно разработана в мифологии и религии Египта периода Древнего Царства. Боги в образах быков и коров почитались во многих номах. Сохранился миф о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами разной масти. Потом, по велению верховного бога, все боги-быки воплотились в одного черного быка, а богини-коровы--в одну черную корову. Впоследствии черный бык с белыми отметинами отождествлялся с богом Аписом, который сначала особо почитался в Мемфисе, а позже--и во всем Египте (характерно, что сам графический символ знака Тельца восходит к Египтскому Апису). Апис считался богом плодородия и символизировал душу (Ба) верховного бога Египетского пантеона--бога солнца Ра. Существовал миф о том, что Солнце было рождено в виде теленка--коровой небом. О Ра "золотом теленке, рожденном небом" говорится в текстах пирамид. В то же время в Аписе египтяне видели земное воплощение бога Пта--бога изначальной творческой силы, покровителя ремесел и искусства (вспомним, что Телец управляется Венерой, покровительствующей этой деятельности).
Культ Тельца с возникновением древнеегипетского государства стал сближаться с культом фараона. В наиболее древних текстах царь назывался "Тельцом", а в ряде мистерий к его одежде прикреплялся бычий хвост.
В религии Древнего Египта особенно распространен культ Осириса, умирающего и воскрешающегося--бога плодородия и царя загробного мира, символизирующего животворные силы земли. Этому богу посвящено примерно около трети дошедших до нас Египетских мифов. Вообще боги Древнего Египта вполне материальны и чувственно постигаемы (непременное требование знака Тельца), они обязательно ассоциированы с материальными вещами, которые можно воспринимать посредством органов чувств--с небесными светилами или с животными, а их деяния во многом связаны с сельскохозяйственными процессами. Например олицетворяющий солнце бог Ра представлялся египтянам в образе Тельца, Сокола, иногда огромного Кота, а также человека с головой сокола, увенчанный солнечным диском. Олицетворяющий Луну бог мудрости и счета Тот обычно изображался в виде человека с головой ибиса или павиана. Подобный зоо и антропозооморфизм присущ и всем остальным богам Древнего Египта (в чем отражается еще очень сильное использование зооморфного кода).
В то же время в религии и философии Древнего Египта отчетливо просматривается влияние противостоящего Тельцу знака--Скорпиона. Египет по праву считают родиной оккультизма--Тайного Знания. Отсюда дошли до нас практически все известные в настоящее время эзотерические учения: астрология, алхимия, Таро, хиромантия и другие, ставшие основой современного оккультизма. Известный в античности, а позже и в христианстве образ легендарного Гермеса Трисмегиста, записавшего основы оккультизма на изумрудных таблицах (изумруд--камень Тельца) прямо восходит к египетскому богу Тоту, центр почитания которого был расположен в городе Шмун (греч. Гермополь). Герма (откуда пошел современный термин герметичность) означает тайну и скрытое от внешнего мира. Эзотерическое Знание (или герметические науки) существовало параллельно с официальной религией и тщательно охранялось посвященными в него жрецами, поскольку, по их мнению, давало огромную силу над окружающим материальным миром (опять материальная ориентация Тельца!) и обеспечивало успешное существование в мире загробном. Характерным примером такого скрытого знания могут служить "Египетские книги мертвых", изначально доступные только фараону и верховным жрецам. Эти книги, кстати, показывают, что и мир загробный египтяне мыслили по образу и подобию окружающего их материального мира. Царство теней Дат было чрезвычайно разработано в топографическом отношении, скурпулезно описаны его размеры, поля, реки и.т.д. Египетские пирамиды также являются великолепным подтверждением тому, что эта цивилизация была глубоко оккультна по духу, ведь на их строительство затрачивалось огромное количество средств, расход которых с обычной, материальной точки зрения неоправдан, а цели их строительства неясны (ведь пирамиды--это не только гробницы фараонов, но и сооружения, загадки которых до сего дня волнуют человечество). Создание огромных трудовых армий и управление ими возможно только благодаря покровительству Плутона--первого управителя Скорпиона. Впрочем, само упорное и многолетнее строительство пирамид--
это уже чисто по Тельцовски. Это формотворчество, работа по гармонизации грубых материальных форм, пластика и скульптура. Пирамиды--свидетельство такой работы над материей, они могут служить символом эпохи Тельца. Еще более очевидно связь Египта периода Древнего царства со знаком Тельца, проявится при разборе следующей астрологической эпохи--эпохи Овна, при сравнении его с Египтом Нового царства, и с цивилизациями античности.
Культ Тельца характерен не только для Древнего Египта, но и для современных ему цивилизаций--Древнего Двуречья, Средней Азии 3-2го тыс. до н.э. Особенно широкое распространение культ священного быка получил в древних цивилизациях долины Инда (3-е тыс. до Р.Х.), о чем позволяют судить результаты археологических раскопок в Мохендже, Даро и Хараппе. Все эти цивилизации утратили свое величие и погибли с наступлением эпохи Овна.
ЭПОХА ОВНА
Знак Овна ассоциирован со стихией огня во втором ее проявлении, управляется Марсом. Вообще стихию огня можно трактовать, как некоторое волепроявление, желание, творческое начало, стремящееся к воплощению в плотной материи. Этот знак символизирует первородную идею, идею Личности в самом широком ее понимании, идею, осознающую себя в наборе собственных свойств, и стремящуюся к рождению, становлению, проявлению и экспансии. Идея эта, однако, самодовлеющая, поскольку не имеет внешних связей и не соотнесена с Бытием других идей, что обусловливает ее ярко выраженное стремление доминировать над всем. Управитель Марс придает действиям и стремлениям Овна воинственный и агрессивный характер, по своему характеру они всегда прямы и энергичны. "...и вся-та наша жизнь есть борьба...". Противостоит знаку Овна знак Весов, ассоциированный со стихией воздуха во втором проявлении и управляемый Венерой. Знак Весов в высокой степени отражает характеристики управляющей им планеты. Это знак равновесия, поиска справедливости, гармонии, пластики.
Эпоха Овна началась где-то за два тысячелетия до Р.Х. Примерно в это время в Странах Древнего Востока, Египте и Месопотамии, а также в Индии открывают способ получения железа из руды, что обуславливает конец бронзового и начало железного века. Употребление железа четко характеризует вступление в силу эпохи Овна, управитель которой--Марс--в астрологии и алхимии ассоциирован с железом. В общественном устройстве ее наступление следует связывать с распадом общинно-родовых и формированием рабовладельческих отношений. Эпоха Овна также приносит человечеству непрерывные войны, что объясняется управлением Марса и характерным для идеи знака стремлением к саморасширению и экспансии. С началом этой эпохи распадается Египетское государство Древнего царства и, пройдя через относительно короткий период Среднего царства (XXI-XVII века до. Р.Х.), Египет вступает в период Нового царства, государства принципиально иного типа. Если Древний Египет представлял собой миролюбивую земледельческую цивилизацию, основанную на сельских общинах, то Египет Нового царства становится раннерабовладельческой монархией военного типа. Начинаются непрерывные военные походы в Сирию и Нубию, войны с хеттами, ливийскими племенами, ахейцами, этрусками и другими народами. Верховный бог Египетского пантеона--Ра--отождествляется теперь (особенно с возвышением XII династии XX-XVIII в. до. Р.Х.) не с быком Аписом, но с Амоном, символическим животным которого был Овен, и богом войны Монту (бог Амон-Ра-Монту). В это врема фараон уже ассоциируется не с Аписом-Тельцом, но с Амоном-Овном.
В XXI веке до Р.Х. племена Элама и Амаритов захватили Шумерское государство, что привело к его упадку и образованию Вавилонского царства.
С началом эпохи Овна начинается развитие по сути первой европейской цивилизации--минойской культуры на острове Крит. Около 2000 г.до Р.Х. в среднеминойском периоде начинается процесс урбанизации, растут города, строятся первые дворцы Кносс, Мелия и Фест (В этом плане символичен Древнегреческий миф о том, что именно на Крите легендарный основатель Афин и герой Тезей убивает "Звездного быка"--Минотавра). Под влиянием этой культуры с первых веков 2-го тысячелетия до Р.Х. на Балканах, Пелопоннесе и в Средней Греции развивается критско-микенская культура, которая лежит в истоках культуры Греции Гомерского периода (XII-VIII вв. до Р.Х.). В это время происходит распад родовых отношений и начало употребления железа в качестве основного металла, а эпоха Овна набирает силу. Расцвет же ее начинается с 8 века до Р.Х., когда в Греции образуются рабовладельческие города-государства, возникает Рим (754-753 гг.до Р.Х.).
Можно смело утверждать, что Греческая и Римская цивилизации, которые современная наука относит к одному типу общества, в своих проявлениях полностью соответствуют идее эпохи Овна. Главная их черта в том, что они ориентированны на культ войны и героев. Греки и римляне воевали самозабвенно и непрерывно. Достаточно вспомнить упоминание Плутарха, что ворота храма бога Януса в Риме, которые открывались, когда Римская империя вела какую-либо войну, не закрывались со времен царя Нумы Помпилия (второй царь после легендарного основателя Рима Ромула, 8 в. до Р.Х.) до времен цезаря Августа Октавиана (63 г.до Р.Х--14 г.), то есть в течение 700 лет, практически весь период существования Римской империи и вплоть до наступления эпохи Рыб! Прекращение войн с началом эпохи Рыб, преведшее к уменьшению притока рабов, в конечном итоге и вызвало экономический и политический кризис Римской империи. Немногим меньше (если меньше!) воевали греки. Конечно, люди воевали и до и после эпохи Овна, а войны, особенно ХХ века, по своей жестокости превосходили войны античности, но отличие в том, что в античную культуру война входила органически, являясь делом наиболее почетным, и породила культ героя. Появление героев--это важнейшее событие эпохи Овна, ведь герой--прежде всего вполне обособленная личность, а именно Личность, как явление--одна из первых характеристик знака Овна, отражающая его стремление к самостановлению и обособлению.
Эти "овновские" тенденции в обществе естественно нашли широкое отражение в античной художественной культуре, литературе, изобразительном искусстве. Так, "Илиада" и "Одиссея" Гомера--поэмы сыгравшие огромную роль в формировании античной цивилизации--прежде всего поэмы о войне и героях. Немаловажное место в античной мифологии занимает рассказ о путешествии аргонавтов за золотым руном. В этом мифе "овновская" символика богатства и плодородия также приходит  на смену символике Тельца.
В античности впервые выступает на первый план Личность человека-творца, художника. В родовых культурах творец рассматривался скорее как посредник между божеством и людьми, не обладающий способностью к самовыражению. Внутренняя гармония и поэтичность античного искусства определяется влиянием на эпоху Овна знака Весов, управляемого Венерой--планетой гармонии и пластики, покровительницей искусств.
Характерна античная религия и мифология: боги Греции и Рима--прежде всего герои и воины, принимающие обязательное участие в битвах людей. В отличие от "природных" материальных богов Египта, боги античности уже конкретные Личности с ярко выраженным характером (причем, в соответствии с требованием эпохи Овна, характером своевольным, энергичным и жестоким), олицетворяющие не существующую материю, а действенные идеи. Следует отметить, что именно в этот период человечество приходит к идее единого бога--т.е. Личности и Абсолютной идеи в их синтезе и предельном обобщении. Овновская символика Агнца широко используется в Библии ветхого завета.
Что касается античной философии, то она слишком обширна и глубока, чтобы можно было кратко продемонстрировать всю связь ее с идеями эпохи Овна. Стоит только отметить, что именно в этот период зарождается античная диалектика, являющаяся ни чем иным, как выражением стремления Идеи Овна к самостановлению--к развитию. Остро обсуждается в античности и проблема Единого.
ЭПОХА РЫБ
Об эпохе Рыб написано, пожалуй, больше, чем о всех других вместе взятых, и это вполне понятно, ведь именно в эту эпоху мы живем и ее проблемы волнуют нас непосредственно. Обилие фактов и эмоций и облегчает и затрудняет ее анализ, тем более, что, завершая зодиак, Рыбы как бы суммируют и трансформируют в себе свойства всех знаков. Знак Рыб ассоциирован с водной стихией в последнем, третьем ее проявлении и находится под двойным управлением: первый управитель--Нептун, второй--Юпитер. Рыбы--как-бы первородный Океан зодиака (недаром этот знак управляет большими массами воды),первозданный Хаос, наполненный неоформленными потенциями. Именно из этого Хаоса рождается Идея Овна, которая материализуется в Тельце, обретает связи в Близнецах и, пройдя по зодиаку, обогащаясь идеями каждого знака, максимально формализуется в Козероге, чтобы потом начать распадаться на внутренне противоречивые части в Водолее и окончательно раствориться до неоформленных потенций в Рыбах. Такой круг повторяется много раз, но каждый раз на новом уровне. Эта демиургическая функция Рыб проявляется в двух мифопоэтических вариантах--активном, когда рыба приносит со дна первозданного океана ил, из которого и создается земля, и пассивном, когда рыба (кит) служит опорой земли.
Рыбы олицетворяют высшее,но не оформленное в систему знание, мистическое, медитативное и интуитивное мышление--мышление, не привязанное к конкретной логике, но подверженное вдохновениям и откровениям. Весь опыт зодиака порождает в Рыбах мудрое этическое всеприятие, доходящее до неразличения добра и зла, что в ряде случаев ведет Рыб к самообману, самоодурманиванию и мечтательности. В то же время управление Нептуна придает многим проявлениям Рыб окраску фанатизма, а второе управление Юпитером часто реализует этот фанатизм в области философии и религии. Эти же планеты, впрочем, придают Рыбам и такие эмоциональные характеристики, как великодушие (Юпитер) и неземную, надличностную любовь (Нептун). Противостоит знаку Рыб знак Девы, ассоциированный со стихией Земли во втором ее проявлении и управляемый Меркурием. Земная стихия определяет материальную ориентацию этого знака, однако, в отличие от Тельца, который символизирует вещь, выраженную только в ее собственных свойствах и в самосоотнесении, Дева уже отслеживает взаимосвязь материальных вещей, но на агрегативном уровне; для нее они продолжают оставаться замкнутыми в пространстве и времени. Дева не обладает видением системной бесконечности любого материального явления, на которую способен Козерог. Все это придает ей ярко выраженное стремление расчленять все материальные явления на детали и малые формы, систематизировать и описывать их в мельчайших подробностях, но не учитывать те свойства, которые приобретает вещь за счет своих системных связей. Управитель Меркурий только усиливает рационализм Девы и определяет характер ее систематизации по принципу сравнения (лучше и хуже, больше и меньше).
Собственно, в эпохе Рыб можно различить два исторических периода: период Рыб, начавшийся с началом эпохи (начало нашей эры) и продолжавшийся примерно до XVI века, и период, где Рыбы маскируются влиянием Девы, начавшийся с XVI века и продолжающийся по сей день. Эти периоды по своему идейному содержанию не различаются столь резко, как разные эпохи, они сосуществуют постоянно вместе, и их выделение отражает лишь перемещение центра тяжести в крайне поляризованном противостоянии Рыб и Девы на один из этих знаков. Первый период начинается с распадом рабовладельческой и зарождением феодальной общественно-экономической формации, которая проявилась первоначально в форме колонатов, получивших к середине I в.н.э.широкое распространение по всей Римской империи. Второй период начинается с Реформации и промышленной революции, с развитием капиталистических общественных отношений. Первый управитель Рыб--Нептун не ассоциирован в астрологии ни с каким металлом, но является покровителем алхимии и химии, которые и стали бурно развиваться в эту эпоху.
Традиционно начало эпохи Рыб связывают с зарождением и становлением христианства--религии, выражающей идею Бога, постигаемого типичным для Рыб способом--через веру, мистические откровения и видения. Дух этой религии, максимально выраженный в Нагорной проповеди Христа, также во многом соответствует принципам Рыб. Это проповедь надличностной любви (вплоть до любви к врагам), всеобщего братства, сострадания, ненасилия, непротивления злу и т.д. Множество моментов связывает символику христианства с символикой Рыб. Сама идея Воскресения в ряде мифологий тесно связана с этим символом. Примером тому может служить библейская история об Ионе, на которую ссылался Христос, предсказывая свое воскресение (Матф.12,39). Первые христиане узнавали друг друга, рисуя две дуги символа Рыб. Само греческое слово (ихтеос--Рыба) воспринималось ими как аббревиатура выражения Иисус Христос Бог. Именно рыбаки Симон и Петр, Иаков и Иоан становятся первыми учениками Христа -"ловцами человеков". Обряд крещения совершается в водной купели (Рыбы--водный знак), которая в католицизме называется piscina, что можно перевести буквально как рыбный пруд. Все христианство пронизано Рыбно-Водной символикой, однако история эпохи--это не только история христианства, но и история рационализма, материализма и атеизма.
Основа развития и трагедия этой эпохи заключена в несбалансированности ее внутреннего противоречия, вызванного противостоянием Рыб и Девы. Рыбы, будучи в высшей степени неоформленным в своих проявлениях знаком, в этом плане постоянно проигрывают противостоящей им Деве, крайне формализованному знаку зодиака, так, что в конце концов период Рыб замещается периодом влияния Девы. Во все времена эпохи, мистицизм и идеализм Рыб сталкивался с рационализмом и материализмом Девы. Вспышки религиозного фанатизма сменялись периодами атеизма, широкое увлечение мистикой--увлечением наукой. Именно эта эпоха породила стремление поверить Веру материальной практикой, подкрепить ее материальными чудесами и знамениями. Уже в самом начале эпохи Иисус предвидел и обличал это стремление: "род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему" (Матф.12,39). Именно эта эпоха породила так называемый "основной вопрос философии" о первичности материи или идеи, антогонизм религии и науки, хотя в то же время родился непонятный монстр--гибрид веры и науки--теология. Насколько идеи христианской религии соответствуют духу Рыб, настолько современная западная наука, сформировавшаяся в период Девы, соответствует идеям Девы. Современная наука является сама по себе материалистическим, редукционистским и детерминистическим феноменом, что и определяет весь ее методологический подход, ориентированный только на познание мира материального. Как порождение Девы научное мышление опирается на свойственные ей методы: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, и только в последнее время в науке формируются начатки системного подхода, но это уже зарождение науки Водолея.  Беда в том,что в эпоху Рыб наука постоянно противопоставлялась религии и подменяла ее, предпринимались постоянные попытки использовать научные подходы и результаты для опровержения религиозных истин, что методологически неверно. К таким попыткам можно отнести, примитивную, но очень показательную попытку доказать отсутствие Бога тем, что его не нашли летательные аппараты ни на небе, ни
в космосе. Именно в эпоху Рыб случился расцвет зародившейся еще в эпоху Овна формальной логики.
История Последней эпохи, однако,--это не только история борьбы религии и науки,--это еще и борьба внутри религии, вызванная спором из-за религиозных правил и предписаний (в чем мы видим проявление рационализма Девы), и ожесточаемая религиозным фанатизмом Рыб. Тезис об антагонизме духовного и телесного--также выражение этой борьбы.
Поляризация эпохи Рыб вызвала и сильную поляризацию в методах постижения мира отдельными людьми. Появились люди с образным, правополушарным мышлением (сильнее влияние Рыб) и абстрактным, левополушарным мышлением (сильнее влияние Девы). Четко разграничиваются понятия науки и искусства. Искусство в эпоху Рыб объединяет все познание человечества в области духовного, полностью отвергнутое порожденной Девой наукой. В целом эпоха способствует развитию живописи и музыки (Покровительство Нептуна), а также литературы (Юпитер), но не скульптуры, для процветания которой необходимо влияние Венеры.
ЭПОХА ВОДОЛЕЯ
После такого пространного описания эпох предшествующих следует поподробнее описать времена грядущие--эпоху Водолея, сменяющую эпоху Рыб. Однако предварительно необходимо сделать некоторые уточнения. Как мы уже отмечали, влияние эпохального созвездия сильно модифицируется влиянием противостоящего ему созвездия. В культуре Древнего Египта чувствовалось влияние Скорпиона--той мистической практики, которая, со свойственной Скорпиону таинственностью и закрытостью, развивалось египетскими жрецами. Для Рима это были Весы, давшие нам понятие о юриспруденции и юстиции. Для Рыб таким созвездием стала Дева, которая сработала настолько сильно, что практически затмила проявление Рыб. Дева--это как раз промышленность, наука, работа как таковая. Преобладание оппозиционного знака--это один из парадоксов нашей эпохи, и он очень важен для понимания предстоящих перемен. Созвездия, на которые проецируется Солнце в момент равноденствий, сменяются неодновременно за исключением линии Телец-Скорпион. Дева--более протяженное созвездие, чем Рыбы, и будет работать, когда эпоху Водолея можно будет считать начавшейся. Поэтому эпоха Водолея в "чистом" виде сможет себя проявить тогда, когда точка осеннего равноденствия войдет в созвездие Льва. (Это нескоро, нам не дожить).
Знак Водолея ассоциирован с воздушной стихией в третьем проявлении и находится под управлением двух планет: первый управитель--Уран, второй--Сатурн. Двойное управление принципиально противоположными по идее планетами объясняет в значительной степени характер этого крайне противоречивого знака. Если Сатурн символизирует собой высшую устойчивость, структуру, жестко формализованную систему и Время, то Уран--разрушение, трансформацию, обрыв всяческих связей и безвременье. Как уже отмечалось выше, Водолей--знак начала разрушения окончательно воплотившейся в Козероге Идеи, порожденной Овном из хаоса Вод Рыб. Сатурн в Водолее символизирует структуру, оставшуюся еще от предшествующего Козерога (поэтому астрологи говорят, что Сатурн узурпирует Водолей) и стремится к самосохранению. Уран символизирует силы, разрушающие сатурническую систему, на уровне разрыва системных связей. Постоянная борьба Сатурна и Урана приводит к тому, что Водолей являет собой неустойчивое совмещение несовместимого--единство и противоположность уранических и сатурнических свойств. Водолей символизирует все явления на уровне катастрофы, перелома, взрыва (сжатость пружины, напряжение на изломе), совмещение несовместимого, иррациональность и, как следствие, абсурд и алогичность действий. В то же время в диалектическом круге зодиака каждое разрушение старого явления определяет рождение нового, продолжающего старое на новом уровне. Но Водолей--это еще не окончательное разрушение, не смерть явления (в полном смысле этого слова точкой смерти в зодиаке можно назвать куспиду (начало) знака Рыб), но лишь его глубокая старость, ветхость и начало распада. Вообще, Козерог и Водолей--знаки, управляемые Сатурном, являются знаками старости, но Водолей--старости поздней, эдакой маразматической старости с впаданием в детство.
Нам остается только предполагать, каким конкретно станет общество в эпоху Водолея. Описывать будущее сложно еще и потому, что для многих присущих ему явлений в нашем языке пока не существует адекватных понятий, что порождает не только сложность описания, но и осмысления их. Поэтому все дальнейшее изложение нашей темы будет лишь попыткой примерного описания общих тенденций развития истории, без учета конкретных форм проявления. Так, наши предки предвидели появление летательных аппаратов, но не могли их представить иначе чем с крыльями, подобными птичьим.
Мы живем не просто на рубеже, между эпохами Рыб и Водолея, но нас еще и угораздило оказаться на территории, к которой этот процесс трансформации относится непосредственно.
Очевидно, что смена исторических формаций в глобальной истории происходит не везде и не сразу, есть некие загадочные территории, откуда произошли все известные культурные растения, откуда мигрировали народы, а есть "забытые Богом" места, где за время исторической памяти не произошло ничего значительного. Одно из таких мест--середина евроазиатского континента. Именно эта территория управляется Водолеем. Действительно ли История здесь спит, и ждет ли своего пробуждения? То, что она спит пока--совершенно очевидно. Знаем мы и китайскую, и индийскую, римскую, греческую и египетскую цивилизации. Есть следы древнеамериканской и древнеафриканской цивилизации. Но на нашей территории мы не наблюдали ничего подобного по своей значимости. Цивилизации тут, похоже не было. Можно и не быть столь категоричными, дабы не навлекать на себя незаслуженных протестов. Но все же, пока Колумб открывал Америку, у нас творились всякие царские-боярские безобразия; когда открылась Сорбона--у нас царило мрачное средневековье. И так далее по сей день. Можно искать этому материалистические причины--такие, как татарские набеги и феодальную раздробленность, но надо ли? Ведь подобных агрументов явно недостаточно для объяснения того лет
Категория: Cтатьи по астрологии | Добавил: Zezael (25.02.2008) | Автор: Кудрявцев А., Гужов В.
Просмотров: 6381 | Рейтинг: 4.5/2