предисловие
В современных общественных науках распространено мнение, что причина эволюции общества заключена в нем самом, в его материальной основе, что движущей силой исторического процесса является развитие производственных отношений, которые в основном определяют все культурные проявления, и направления развития цивилизации. Принципиально иного мнения придерживаются астрологи, которые рассматривают историю развития и смены культур, как результат объективной смены астрологических эпох, оказывающих непосредственное и главное влияние на определение типа общества. При этом смена цивилизаций, общественных формаций и культур рассматривается не как постепенный эволюционный процесс, но как революционное, исторически стремительное преобразование всех основ общества, быстрое умирание исчерпавших себя культур и рождение культур новых, что часто сопровождается природными катаклизмами. Последний подход, на мой взгляд, в достаточной степени обоснован историей, что возможно продемонстрировать на примере трех последних астрологических эпох - Тельца, Овна, и Рыб которые пришлись на период исторической памяти человечества. Кроме того, он позволяет обрисовать в общих чертах культурообразующие тенденции ближайшего будущего, определяемого эпохой Водолея, о скором наступлении которой говорят многие астрологи.
вступление
Нам довелось жить не только на рубеже двух эпох - эпохи Рыб и эпохи Водолея, но и угораздило оказаться на территории, где этот переход будет разыгрываться наиболее активно. Даже при поверхностном изучении геологической эволюции земли бросается в глаза то, что евроазиатский континент практически не претерпел сколь-нибудь существенный изменений с момента распада первоконтинента - Гондваны. И Африка, и Америка откололись, приползла Индия... Евразия же осталась практически на том же месте, где и была. Подобную последовательность можно заметить и в последовательности возникновения и угасания различных культур, или даже цивилизаций на этих континентах. Все эти процессы могут быть отнесены к эволюции Земли в целом - глобальной эволюции, которая последовательно проявляется на всех планах материального бытия. Единственно, для полноты картины следовало бы обратить внимание и на затонувшую Атлантиду, на которой зародилась и погибла вместе с континентом предыдущая земная раса. Но вернемся к нашему спящему континенту, точнее к той его части, что находится под управлением Водолея. Действительно ли он спит, и ждет ли своего пробуждения? То, что он спит пока - совершенно очевидно. Знаем мы и китайскую, и индийскую, римскую, греческую и египетскую цивилизации. Есть следы древнеамериканской и древнеафриканской цивилизации. Но на этой территории мы не видели ничего подобного по своей значимости. Однако мы не будем столь категоричны, дабы не навлекать на себя незаслуженных протестов. И все же, пока Колумб открывал Америку, у нас творились всякие царские-боярские безобразия; когда открылась Сорбона - у нас царило мрачное средневековье. И так далее по сей день. Можно искать этому материалистические причины, такие как татарские набеги и феодальную раздробленность, но надо ли? Ведь подобных агрументов явно недостаточно для объяснения того летаргического состояния, которое так характерно для Российской истории. Ведь даже все то, что мы считаем самым что ни на есть национальным и самобытным, на самом деле ни что иное, как эклектическое соединение культурных традиций всевозможных народов, чуть ли не со всего мира. Это и смешение французского с нижегородским, и Петровская неметчина, и византийское христианство, перемешавшееся с язычеством. Да и ныне явственны попытки реанимировать нашу экономическую жизнеспособность чужеземными методами, правда переиначенными на свой лад - самобытность все-таки. Так что с полным основанием можно констатировать, что оказались мы в каком-то сонном царстве. Но будет и пробуждение, но как и когда? Тут необходимо обратиться к понятию астрологической эпохи, оно уже достаточно на слуху, хотя мало кто ясно себе представляет его астрологический и астрономический смысл. Упрощенно, астрологическая эпоха - это длительный период времени (в среднем около 2160 лет) когда Солнце в день весеннего равноденствия проецируется на определенное зодиакальное созвездие (не путать с зодиакальными знаками, которые отсчитываются от этой точки и движутся вместе со сменой эпох). Прецессия земной оси вызывает постоянное движение этой точки по эклиптике со скоростью 50,3 угловых секунд в год, что в какой то момент определяет ее переход из одного зодиакального созвездия в другое. Сейчас положение зодиакальных знаков не совпадает с положением зодиакальных созвездий, и точка весеннего равноденствия находится в созвездии Рыб. Созвездия неравны, и поэтому продолжительность соответствующих эпох различна, и когда говорят о продолжительности эпохи в 2160 лет, имеют в виду их среднюю продолжительность. Более того не существует четкой границы между созвездиями, и любая датировка начала той или иной эпохи условна, и показывает наблюдаемый момент актуализации задач соответствующего знака. Для того чтобы определить хронологические границы границы астрологических эпох, необходимо обозначить некоторую точку отсчета, момент начала хотя бы одной из них. К счастью достаточно точно (плюс-минус 150 лет) можно определить момент начала текущей эпохи - эпохи рыб, которая связана с зарождением и развитием Христианства и соотнести его с началом нашей эры по современному летоисчислению. Зная средний продолжительность эпохи и время начала эпохи Рыб, можно предположить, что эпоха Тельца началась примерно за 4,3 тыс. лет до н.э., эпоха Овна - за 2100-2200 лет д.н.э, эпоха Рыб, соответственно, с началом нашей эры, эпоха Водолея начнется в XXII веке. Приходится констатировать, что, определение точного момента начала астрологической эпохи достаточно сложно. Это, впрочем, не имеет принципиального значения. Смена эпох происходит не мгновенно, зримое начало интересующей эпохи приходится на то время, когда накопленные количественные изменения в человеческой цивилизации переходят в новое качество - эпоха реализовалась. Еще формально не закончилась одна эпоха, еще действуют ее законы и принципы, но уже начинают подспудно проявляться законы и принципы эпохи грядущей. В свою очередь, черты уходящей эпохи еще долго в качестве пережитков проявляются во вновь наступившей, поэтому точный момент очевидного проявления новых качеств трудно фиксируется.
принципы эпохи
Здесь уместно поговорить о том, что такое "законы и принципы эпохи". Каждый зодиакальный знак имеет свои собственные только ему присущие абстрактные характеристики. Это как характер человека (точнее говорить характер человека есть проявление характеристик наиболее сильного в его гороскопе знака) со всеми его свойствами, темпераментом, привязанностями, эмоциями, интересами, слабостями, системой ценностей и.т.д. Знак также управляется одной или двумя планетами, ассоциирован с одной из четырех стихий: землей, огнем, водой или воздухом и, в целом, отражает характеристики своей стихии и планеты управителя. Когда точка весеннего равноденствия находится в зодиакальном созвездии, соответствующем определенному знаку, тогда влияние этого знака на землю и ее обитателей становится преобладающим. Его характеристики становятся основными характеристиками всех процессов, происходящих на планете, и, в особенности, общественных процессов. На территориях находящихся под управлением этого знака (а каждый регион земли управляется тем или иным знаком) развиваются и процветают цивилизации, которые во всех своих проявлениях, в структуре общества, способе производства, науке, религии и мифологии, символизме, культуре и в прочих чертах соответствуют знаку управителю. Следует отметить, что когда мы характеризуем эпохи, приходится учитывать влияния на этот период не только основного знака, но и всех остальных зодиакальных знаков, которые становятся символическими астрологическими домами эпохи (знак эпохи при этом становится символическим первым домом). Кроме влияния основного знака особенно велико влияние знака противостоящего ему (т.е. знака расположенного на противоположной стороне эклиптического кольца, на расстоянии 180 градусов). Если созвездие в знаке которого находится в это время точка весеннего равноденствия определяет лицо эпохи, основные ее внешние черты и проявления, то знак противостоящего созвездия определяет ее внутренние, подспудные проявления и стремления и все то, что уравновешивает и противостоит проявлением первого знака. Подобное противостояние внешних черт и внутреннего стремления иногда может порождать довольно серьезный конфликт. Поэтому рассматривая знаки, определяющие эпохи, мы будем учитывать и их отношения с противостоящими знаками. Анализ же влияний остальных зодиакальных знаков оставим пока для более развернутых исследований. Чтобы подтвердить наши рассуждения, попытаемся сравнить характеристики зодиакальных знаков, определяющих черты прошедших эпох, с основными чертами и идеями цивилизаций, развивающихся и доминирующих в указанные исторические периоды. Очевидно, что в краткой статье невозможно провести детальный анализ характеристик знаков, которому посвящены многие тома астрологических исследований. Еще сложнее описать во всех деталях ту или иную цивилизацию, культуру, общественную формацию. Поэтому мы остановимся только на главнейших, характеристиках знаков (по-возможности не являющихся характеристиками личности человека), определяющих эти эпохи, и основных чертах соответствующих им цивилизаций, особенно мифологии, которая является в большой степени осмыслением человеком своей эпохи.
эпоха тельца
Итак, знак Тельца - знак ассоциированный со стихией Земли в первичном ее проявлении и управляемый планетой Венера. Это знак первичных материальных энергий земли, ее плодородной силы. Знак материи в самом ее юном и непосредственном проявлении, земных и материальных благ. Телец символизирует оформленную материальную вещь, обладающую набором свойств, но не соотнесенную с окружающим материальным миром в системе связей, поэтому на уровне Тельца мир воспринимается, прежде всего, в его материальности, а космос мыслится как многоразличие вещей, связанных только единством бытия, и в этом отношении тождественных. В конечном счете космос Тельца также вещь материальная и чувственно постигаемая, но обязательно одушевленная живительными энергиями земли. Телец - черезвычайно устойчивый знак, знак неспешной но неуклонной работы, в первую очередь формообразующей. В конечном итоге Телец - это материальная форма особое чувство которой дается Тельцу его управителем Венерой. Противостоит Тельцу знак Скорпиона - знак ассоциированный со стихией воды во втором ее проявлении, первый управитель Плутон, второй управитель Марс, символ. Из всех характеристик Скорпиона нас будут интересовать, прежде всего те его характеристики, что ассоциируются с нематериальными психическими энергиями - знака оккультизма или тайных знаний, а также его характеристики, как знака, управляемого Плутоном - планетой, определяющей глобальные движения человеческих масс. Хронологически эпоха Тельца совпадает с периодом медного и бронзового века, начало которого некоторые археологи связывают с находками в Бадари (Египет), датированными четвертым тысячелетием д.н.э. Развитие медного производства вполне соответствует идее эпохи Тельца, поскольку этот знак управляется Венерой, которая как известно астрологам и алхимикам ассоциирована с металлом медью. Телец с его материальным и всеобъединяющим видением мира вполне соответствует, существующему в тот исторический период, общинно-родовому устройству общества в котором человек не является развитой индивидуальностью, Личностью, поскольку не мыслит себя вне рода, зато четко ощущает свое место в нем. Даже окружающей мир представляется ему все тем же родом в котором просматриваются явления "порождающие" и "порожденные", а также родственные связи между ними. Эпоха Тельца совпадает с развитием и процветанием древнейших цивилизаций Востока - Египта периода Древнего Царства и Шумерского государства в Междуречье. Нетрудно заметить, что основные черты этих цивилизаций соответствуют характеристикам знака Тельца, что проиллюстрируем на примере Древнего Египта. Египет периода Древнего Царства - это, прежде всего, земледельческая цивилизация, во всех своих проявлениях связанная с использованием и почитанием земного плодородия. Мотивам созидательного сельскохозяйственного труда посвящено большинство дошедших до нас живописных и письменных памятников. Наука Египта материалистична и эмпирична, во многом подчиненнная практическим нуждам сельского хозяйства. Так наблюдения за разливами Нила и движениями небесных светил привели к развитию астрономии и астрологии, к созданию календаря. Тесным образом с земледелием и строительством связано развитие математики и геометрии. Общество Древнего Египта основывалось на сельских, родовых общинах и по меткому выражению Б.Пруста представляло собой единый организм "...в котором жрецы были мыслью, фараон волей, народ телом...". Символика Тельца чрезвычайно разработана в мифологии и религии Египта периода Древнего Царства. Боги в образах быков и коров почитались во многих номах. Сохранился миф о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами разной масти. Потом по велению верховного бога, все боги-быки воплотились в одного черного быка, а богини-коровы - в одну черную корову. В последствии черный бык с белыми отметинами отождествлялся с богом Аписом, который сначала особо почитался в Мемфисе, а позже и во всем Египте (характерно, что сам символ знака тельца - восходит к Египту и символизирует Аписа). Апис считался богом плодородия и символизировал душу (ба) верховного бога Египетского пантеона - бога солнца Ра. Существовал миф о том, что солнце было рождено в виде теленка - коровой небом. О Ра "золотом теленке, рожденном небом", говорится в текстах пирамид. В то же время в Аписе египтяне видели земное воплощение бога Пта - бога изначальной творческой силы, покровителя ремесел и искусства (вспомним, что телец управляется Венерой, покровительствующей этой деятельности). Культ Тельца, с возникновением древнеегипетского государства стал сближаться с культом фараона. В наиболее древних текстах царь назывался "тельцом", а в ряде мистерий к его одежде прикреплялся бычий хвост. Вообще боги Древнего Египта вполне материальны и чувственно постигаемы (непременное требование знака Тельца), они обязательно ассоциированы с материальными вещами, которые можно воспринимать посредством органов чувств - с небесными светилами или с животными, а их деяния, во многом связаны с сельскохозяйственными процессами. Например олицетворяющий солнце бог Ра, представлялся египтянам в образе тельца, сокола, иногда огромного кота, а также человека с головой сокола, увенчанный солнечным диском. Олицетворяющий луну бог мудрости и счета Тот обычно изображался в виде человека с головой ибиса или павиана. Подобный зоо и антропозооморфизм присущ и всем остальным богам Древнего Египта. Особенно распространен культ Осириса, умирающего и воскрешающегося - бога плодородия и царя загробного мира, символизирующего животворные силы земли. Этому богу посвящено примерно около трети дошедших до нас Египетских мифов. В то же время в религии и философии Древнего Египта отчетливо просматривается влияние противостоящего Тельцу знака - Скорпиона. Египет по праву считают родиной оккультизма - тайного знания. Отсюда дошли до нас практически все известные в настоящее время эзотерические учения: астрология, алхимия, Таро, хиромантия и другие, ставшие основой современного оккультизма. Известный в античности, а позже и в христианстве образ легендарного Гермеса Трисмегиста, записавшего основы оккультизма на изумрудных таблицах (изумруд - камень Тельца) прямо восходит к египетскому богу Тоту, центр почитания которого был расположен в городе Шмун (греч. Гермополь). Герма (откуда пошел современный термин герметичность) означает тайну и скрытое от внешнего мира. Эзотерическое знание (или герметические науки) существовало параллельно с официальной религией и тщательно охранялось посвященными в него жрецами, поскольку, по их мнению, давала огромную силу над окружающим материальным миром (опять материальная ориентация Тельца!) и обеспечивало успешное существование в мире загробном. Характерным примером такого скрытого знания могут служить "Египетские книги мертвых", изначально доступные только фараону и верховным жрецам. Эти книги, кстати, показывают, что и мир загробный египтяне мыслили по образу и подобию окружающего их материального мира. Царство теней Дат было чрезвычайно разработано в топографическом отношении, скурпулезно описаны его размеры, поля реки и.т.д. Египетские пирамиды - являются великолепным подтверждением тому, что эта цивилизация была глубоко оккультна по духу, ведь на их строительство затрачивалось огромное количество средств, расход которых с обычной материальной точки зрения неоправдан, а цели их строительства неясны (ведь пирамиды это не только гробницы фараонов, но и сооружения загадки которых до сего дня волнуют человечество). Создание огромных трудовых армий и управление ими возможно только благодаря покровительству Плутона - первого управителя Скорпиона. Впрочем, само упорное и многолетнее строительство пирамид - это уже чисто по Тельцовски. Это формотворчество, работа по гармонизации грубых материальных форм, пластика и скульптура. Египетские пирамиды - свидетельство такой работы над материей, это может быть символом эпохи Тельца. Еще более очевидна связь Египта периода Древнего царства со знаком Тельца, проявится при разборе следующей астрологической эпохи - эпохи Овна, при сравнении его с Египтом Нового царства, и с цивилизациями античности. Культ Тельца характерен не только для Древнего Египта, но и для современных ему цивилизаций - Древнего Двуречья, Средней Азии 3-2го тыс. до н.э. Особенно широкое распространение культ священного быка получил в древних цивилизациях долины Инда (3-е тыс. д.н.э.), о чем позволяют судить результаты археологических раскопок в Мохендже, Даро и Хараппе. Все эти цивилизации погибли с наступлением эпохи Овна.
эпоха овна
Знак Овна ассоциирован со стихией огня во втором ее проявлении, управляется Марсом. Этот знак символизирует первородную идею, идею Личности в самом широком ее понимании, идею осознающую себя в наборе собственных свойств, и стремящуюся к рождению становлению, проявлению и экспансии. Идея эта, однако, самодовлеющаяя, поскольку не имеет внешних связей и не соотнесена с Бытием других идей, что определяет ее ярко выраженное стремление доминировать над всем. Управитель марс придает действиям и стремления овна воинственный и агрессивный характер, по своему характеру они всегда прямы и энергичны. Противостоит знаку овна знак весов, ассоциированный со стихией воздуха во втором проявлении и управляемый Венерой, символ . Знак весов в высокой степени отражает характеристики управляющей им планеты. Это знак равновесия, справедливости, гармонии, пластики. Эпоха овна началась где-то за два тысячелетия до н.э. Примерно в это время в Странах Древнего Востока Египте и Месопотамии, а также в Индии открывают способ получения железа из руды, что обуславливает конец бронзового и начало железного века. Употребление железа четко характеризует вступление в силу эпохи овна управитель которой марс в астрологии и алхимии ассоциирован с железом, в общественном устройстве ее наступление следует связывать с распадом общинно-родовых и формированием рабовладельческих отношений. Эпоха овна также приносит человечеству непрерывные войны, что объясняется также управлением марса и характерным для идеи знака стремлением к саморасширению и экспансии.С началом этой эпохи распадается Египетское государство Древнего царства и, пройдя через относительно короткий период Среднего царства (21-18 века д.н.э.), Египет вступает в период Нового царства, государства принципиально иного типа. Если Древний Египет представлял собой миролюбивую земледельческую цивилизацию, основанную на сельских общинах, то Египет Нового царства становится раннерабовладельческой монархией военного типа. Начинаются непрерывные военные походы в Сирию и Нубию, войны с хеттами, ливийскими племенами, ахейцами, этрусками и другими народами. Верховный бог Египетского пантеона -Ра отождествляется теперь (особенно с возвышением XII династии XX-XVIII в. д.Р.Х.) не с быком Аписом, но с Амоном, символическим животным которого был овен, и богом войны Монту (бог Амон-Ра-Монту). В это врема фараон уже ассоциируется не с Аписом-Тельцом, но с Амоном-Овном. В XXI веке до Р.Х. племена Элама и Амаритов захватили Шумерское государство, на месте которого образовалось Вавилонское царство. С началом эпохи Овна начинается развитие, по сути первой европейской цивилизации, минойской культуры на острове Крит. Около 2000 г. до н.э. в среднеминойском периоде начинается процесс урбанизации, растут города, строятся первые дворцы Кносс, Мелия и Фест (В этом плане символичен Древнегреческий миф о том, что именно на Крите легендарный основатель Афин и герой Тезей убивает "Звездного быка"-Минотавра). Под влиянием этой культуры с первых веков 2го тысячелетия д.н.э. на Балканском а-ве, Пелопоннесе и в Средней Греции развивается критско-микенская культура, которая лежит в истоках культуры Греции Гомерского периода (XII-VIII вв. д. Р.Х.). В это время происходит распад родовых отношений и начало употребления железа в качестве основного металла,а эпоха овна набирает силу. Расцвет же ее начинается с 8 века д.н.э., когда в Греции образуются рабовладельческие города-государства, возникает Рим (754-753 гг. до н.э.) Можно смело утверждать, что Греческая и Римская цивилизации, которые современная наука относит к одному типу общества, в своих проявлениях полностью соответствуют идеи эпохи овна. Главная их черта в том, что они ориентированны на культ войны и героев. Греки и римляне воевали самозабвенно и непрерывно. Достаточно вспомнить упоминание Плутарха, что ворота храма бога Януса в Риме, которые открывались, когда Римская империя вела какую-либо войну, не закрывались со времен царя Нумы Помпилия (второй царь после легендарного основателя Рима Ромула, 8 в. до н.э.) до времен цезаря Августа Октавиана ( 63 г. до н.э. - 14 г. н.э.), то есть в течение 700 лет, практически весь период существования Римской империи и до наступления эпохи рыб! Немногим меньше (если меньше!) воевали греки. Конечно люди воевали и до и после эпохи овна, а войны, особенно ХХ века, по своей жестокости превосходили войны античности, но отличие в том, что в греческую и римскую культуру война входила органически, являясь делом наиболее почетным, и породила культ героя. Появление героев - это важнейшее событие эпохи овна, ведь герой - прежде всего, вполне обособленная личность, а именно Личность, как явление - одно из первых характеристик знака овна, отражающее его стремление к самостановлению и обособлению.
|